вторник, 12 апреля 2011 г.

Правительственное задание 1939-1940 гг.


1978 г.
Воспоминания инженер-полковника, кандидата технических наук, доцента авиационных вузов, Гришанова Николая Георгиевича, 1906 – 1978 гг.
Рукопись из семейного архива.

После гибели экипажа вышеописанного субстратостата и неудовлетворительного старта стратостата «Осоавиахим-II» эпоха стратостатов шла к своему финалу. На арену выходили высотные самолеты, а также дальние и сверхдальние беспосадочные перелеты. На некоторых самолетах были совершены рекордные для того времени полеты на высоты 14-16 км. Перелеты экипажа Чкалова из Москвы в США через Северный полюс, а вслед за ним и перелет экипажа Громова, высадка на Северный полюс экспедиции, возглавляемо Папаниным, явились событиями всемирно-исторического значения.

Экипаж Громова установил мировой рекорд дальности беспересадочного полета (более 10 000 км). Это стало осуществимым благодаря применению в данном полете жидкого кислорода, обеспечившего возможность полета на больших для того времени высотах – 8-9 км. Здесь следует особо отметить, что подготовка кислородной системы и обучение экипажа пользованию им проводились Институтом авиационной медицины. Ответственным являлся доктор Аполлонов который с честью справился с почетным и весьма ответственным заданием правительства и командования ВВС. Конструкторы самолетов и летчики-новаторы мечтали о дальних перелетах и завоевании рекордных высот полета. Одним из таких планов, вынашиваемых бывшими соратниками В.П.Чкалова, был план беспосадочного кругосветного перелета («махнуть вокруг шарика без посадки»), высказанный Чкаловым после его знаменитого перелета Москва-США через Северный полюс.

И вот в один прекрасный день 1939 г. в институт пожаловали знаменитые гости. Это были уже известные летчики Герои Советского Союза Михаил Михайлович Громов и Георгий Филиппович Байдуков. Они выразили признательность институту за успешную плодотворную подготовку совершенных перелетов по маршруту Москва-США. Затем почетные гости сообщили о новом, еще более ответственном и почетном задании правительства Советского Союза. Согласно этому заданию на Институт авиационной медицины возлагалась разработка систем жизнеобеспечения для экипажей двух самолетов с герметичными кабинами, которые должны совершать беспосадочный кругосветный перелет. Высота полета – 8-9 км, продолжительность полета – 100 ч, экипаж – 3 человека. Срок выполнения задания – 9 месяцев.

Задание было необыкновенно сложным, так как и в отечественной, и в мировой практике отсутствовал опыт столь длительного пребывания экипажей самолетов в замкнутой герметической кабине. Для решения поставленной задачи будут отпущены неограниченные денежные средства с последующим представлением отчета. Кроме того, М.М.Громов и Г.Ф.Байдуков объявили, что институт может рассчитывать на помощь любой организации. На этом гости пожелали нам успеха.

Командование института возложило выполнение этого задания непосредственно на нашу лабораторию и потребовало от нас представления плана развертывания работ и их материального обеспечения. При его составлении стало совершенно очевидным, что наличными силами работу в столь жесткие сроки осилить невозможно. Более того, имеющееся оборудование не могло обеспечить предстоящих лабораторных исследований. В частности, требовалась специальная барокамера. Планом предусматривалась организация научно-испытательного отдела для выполнения не только этого задания, но и всей работы по испытанию поступаемого в институт оборудования, систем жизнеобеспечения: регенерационных установок, кислородного оборудования, высотных скафандров, каминных нагнетателей и др..

В первую очередь необходимо было изготовить специальную барокамеру с повышенной герметичностью, в которой бы проводились испытания систем жизнеобеспечения и отдельных видов их оборудования в условиях, приближенных к условиям высотного полета в герметических кабинах. Планировалось приобретение новой аппаратуры и лабораторного оборудования. Центральным же вопросом плана являлась разработка системы жизнеобеспечения для строящихся самолетов и изготовление регенерационной установки и кислородной аппаратуры. Планом предусматривалась сдача многих заказов другим организациям. Проект нашего плана был тщательно рассмотрен командованием института, откорректирован, согласован со штабом перелета и утвержден.

В первую очередь через отдел кадров Центрального медицинского управления оформили организацию отдела, названного «Стратосферный отдел». Исполнение обязанностей начальника этого отдела возложили на меня – инженер-капитана Гришанова Н.Г. Начальником отделения по испытанию регенерационных установок и скафандров назначили Спасского В.А., по испытанию кислородной аппаратуры – Аполлоновна А.П., по физиологическим исследованиям – Иванова Д.И.

Штаты отдела несколько расширили, преимущественно за счет лаборантского состава. Однако увеличить медицинские и инженерные кадры не удалось. Тогда командование института добилось через Министерство здравоохранения прикомандирования к институту группы научных сотрудников из ВИЭМа и Московского института охраны труда. Кроме того, с разрешения штаба перелета было привлечено несколько человек сотрудников по вольному найму за счет средств штаба перелета.

(стр. 43-46 рукописи)




Комментариев нет:

Отправить комментарий