вторник, 12 апреля 2011 г.

Комплексные лабораторные испытания в барокамере


1978 г.
Воспоминания инженер-полковника, кандидата технических наук, доцента авиационных вузов, Гришанова Николая Георгиевича, 1906 – 1978 гг.
Рукопись из семейного архива.

Комплексные лабораторные испытания в барокамере


Кульминационным этапом всей описываемой работы являлись комплексные исследования системы жизнеобеспечения в барокамере и отработка рационального режима в полете. Эксперименты проводились во вновь изготовленной барокамере.

В этих исследованиях принимали участие практически все отделы и лаборатории института. Физиологи и гигиенисты, специалисты по питанию и одежде, невропатологи, отоларингологи и офтальмологи. Они обследовали членов экипажа перед испытанием в барокамере и после выхода из нее. Основная тяжесть длительных экспериментов ложилась на сотрудников нашего отдела и прикомандированную группу из ВИЭМа и Института охраны труда.

Исследования проводились в три этапа.

Первый эксперимент был рассчитан на 50 часов с полным комплектом «экипажа», второй – на 100 часов с одним кратким перерывом, третий – на 100 часов без перерыва.

В состав экипажа попеременно входили профессор Маршак, кандидат мед.наук Шик, старший научный сотрудник Спасский, штурман перелета Герой Советского Союза комбриг Беляков Александр Васильевич.

Бессменным членом во всех экспериментах был автор настоящего повествования. Это диктовалось необходимостью всестороннего наблюдения за работой системы жизнеобеспечения, которое было плодом моего конструкторского творчества. И это было оправдано, так как в процессе первых двух экспериментов выявились отдельные затруднения в их работе, устранявшиеся на ходу. В генеральном, заключительном эксперименте, в котором кроме меня участвовали Шик и комбриг Беляков, система жизнеобеспечения отработала весь 100-часовой срок безукоризненно. Это произвело сильное впечатление на комбрига Белякова.

Высокая оценка работы системы жизнеобеспечения комбригом Беляковым была для нас высшей наградой. Эта оценка стала достоянием всех членов формирующихся летных экипажей и членов штаба перелета, лично присутствовавших на заключительном эксперименте. Они от всей души поздравили нас.

В процессе эксперимента в барокамере слева направо: инженер Гришанов, конструктор, руководитель работ; комбриг Беляков А.В., ст.найчный сотрудник института Охраны труда Шик)


На выходе из барокамеры после 100 часов исследований. Шик, Беляков, Гришанов


В эксперименте принимали непосредственное участие (вне камеры) следующие лица, особенно запомнившиеся своей энергичной работой: профессора Розенблюм Д.Е. и Маршак, Шик, старшие научные сотрудники Спасский, Аполлонов, Иванов Д.И., Кульчинский, лаборанты Е.И.Шамшева и ее сестра Нина, М.Д.Федоренко, механики барокамеры И.Иванов, Давыдов, электрик института (фамилии уже не помню).

Все участники испытаний работали с высоким подъемом, с большой тщательностью проводили анализы поступающих проб воздуха барокамеры (на его состав), альвеолярного воздуха испытуемых, крови и мочи.

Учасники испытаний системы жизнеобеспечения.
Задний ряд: врач ВИЭМ Кульчинский, Герой Сов.Союза комбриг Беляков А.В., механик барокамеры Иванов, ст.научн.сотрудник Аполлонов А.П., Шамшева Екатерина, ст.лаборантка, ст.научн.сотрудник Спасский В.А., ст.научн.сотр.Иванов Д.И.
Передний ряд: Федоренко Маруся - лаборантка, 2 лаборантки ВИЭМ, санитарка, проф. ВИЭМ Маршак.


В барокамере соблюдался строгий режим труда и отдыха. За 250 часов моего пребывания в барокамере экспериментаторами было сделано около 50 анализов. Организм был молод, крепок. Никаких существенных отклонений не наблюдалось.

В период последнего эксперимента моя жена лежала в родильном доме с нашим первенцем, и я из барокамеры посылал ей телеграммы. Не обошло нас вниманием и командование института, которое поздравляло ее и меня с рождением сына.


(стр. 48-50 рукописи)

Комментариев нет:

Отправить комментарий