вторник, 12 апреля 2011 г.

О том, как я оказался калифом на час в роли комиссара института и секретаря партбюро


1978 г.
Воспоминания инженер-полковника, кандидата технических наук, доцента авиационных вузов, Гришанова Николая Георгиевича, 1906 – 1978 гг.
Рукопись из семейного архива.

В августе 1938 г. воздухоплавательным дивизионом ВВС совместно с НИИАМ готовился полет стратостата с открытой гондолой. В нем должны были участвовать пилоты воздухоплавательного дивизиона полковник Украинский Яков Григорьевич и Кучумов Серафим Константинович, а также два врача нашего института: Давид Евсеевич Столбун и Петр Михайлович Батенко.

К подготовке полета наша лаборатория никакого отношения не имела. Кислородное обеспечение осуществлялось под руководством доктора Аполлонова. Однако накануне старта, который должен был состояться в воскресный день, меня на ходу остановил доктор Столбун и сказал, что на время полета обязанности секретаря партбюро вместо него буду выполнять я как член партбюро. Я пошутил, дескать, полет-то будет длиться всего 5-6 часов. На это он мне возразил: «Во всем должен быть порядок».

В день старта субстратостата я вместе с семьей преспокойно отдыхал на лоне подмосковной природы, на канале Волга-Москва. По возвращении домой, часов в 8 вечера, я узнал о трагической гибели стартовавших утром стратонавтов, в числе которых погиб и секретарь партбюро Столбун. Поскольку Столбун временно исполнял обязанности комиссара института, отдыхавшего в Сочи, следовательно, по логике событий я оказался в роли исполняющего обязанности и секретаря партбюро, и комиссара института со всеми вытекающими обязанностями. На мою долю выпала задача уведомить о трагическом событии семьи погибших, что оказалось весьма непростым делом. Большую помощь при этом мне оказал Ж.А. Тютюнов. Далее пришлось организовать отправку семей погибших на похороны в н.Сталино, ныне г.Донецк. И, наконец, самая тяжелая миссия – необходимо держать вместе с начальником института доктором Розенблюмом ответ перед командованием ВВС.

Не вдаваясь в подробности, могу сказать, что эта миссия была не из приятных. Вся эта эпопея закончилась для меня избранием секретарем партбюро института – пост, который я занимал на протяжении почти трех лет, вплоть до моего перевода в 1941 г. в ГК НИИ ВВС. Таким образом, самой судьбой было мне определено в течение трех лет находиться в самой гуще событий, связанных с развитием Института авиационной медицины. Много событий пронеслось над нашей головой за этот период как приятных, так и грустных. Могу одно сказать, что, работая секретарем партбюро, я всегда чувствовал поддержку комиссара Черных, внешне спокойного, выдержанного человека, настоящего коммуниста, опытного наставника.

(стр. 41-43 рукописи)


Комментариев нет:

Отправить комментарий