пятница, 8 апреля 2011 г.

Знакомство и первые шаги работы

1978 г.
Воспоминания инженер-полковника, кандидата технических наук, доцента авиационных вузов, Гришанова Николая Георгиевича, 1906 – 1978 гг.
Рукопись из семейного архива.

1939г. НИИ АМ
Гришанов Н.Г.

Знакомство и первые шаги работы

Так я приступил к исполнению служебных обязанностей в должности старшего инженера лаборатории, возглавляемой старшим научным сотрудником В.А.Спасским. Кроме самого руководителя, в лаборатории работали лишь одна лаборантка и санитарка. Основная специализация лаборатории – газовый анализ. Однако в ней уже проходили испытания систем жизнеобеспечения стратостатов и первых образцов высотных скафандров. Чувствовалось, что руководитель лаборатории был хорошо подготовленным специалистом по газовому анализу и располагал опытом испытания регенерационных установок стратостатов и скафандров. Глубоко затаив надежду о назначении в авиационную часть, я начал осваивать литературу по сорбционным и хемосорбционным процессам газов сыпучими и химическими материалами. Это оказалось для меня вполне доступным, так как я имел неплохую подготовку по химии в объеме академического курса. Параллельно штудировал разделы по физиологии дыхания и гигиене жилых помещений в части воздухообмена. И как это ни странно, эти науки в известной степени меня заинтересовали и я уже воспринимал их с повышенным интересом.

Когда же я начал работать над отчетами института по предыдущим испытаниям систем жизнеобеспечения стратостатов и скафандров, то я буквально ушел в них с головой. С большим интересом ознакомился с системами обеспечения дальних перелетов, особенно перелетов экипажа Громова в Америку, в котором впервые в мировой практике применялся жидкий кислород. Основная заслуга в этом безраздельно принадлежала доктору Алексею Павловичу Аполлонову и специалистам, разрабатывавшим кислородную аппаратуру. С первого же дня знакомства с Алексеем Павловичем я увидел в нем эрудированного специалиста-физиолога с большими техническими знаниями в области кислородного оборудования. Вскоре мне пришлось вместе с В.А.Спасским и А.П.Аполлоновым участвовать в испытаниях системы жизнеобеспечения в гондоле стратостата «Комсомолец», который готовился к запуску. Таким образом, бывшие в то время старшие научные сотрудники Спасский и Аполлонов стали моими первыми учителями в области систем жизнеобеспечения.

1939г. Гришанов Н.Г. и Спасский В.А. во дворе НИИ АМ


Неизгладимое впечатление, оставшееся на всю жизнь, произвел на меня старт стратостата «Комсомолец», состоявшийся в октябре 1938 г. Это было грандиозное зрелище. Участие в этом и предстоящих в будущем стартах стратостатов и высотных самолетов полностью парализовали мою затаенную мысль о переходе в строевые авиационные части. Я всем своим существом погрузился не только в испытательную, но и в конструкторскую работу. Самостоятельно начал работы по модернизации существовавших систем жизнеобеспечения и разработке новых. Так, например, мною была разработана и всесторонне испытана совершенно оригинальная установка, способная работать при отрицательных температурах до – 2- град.С, тогда как существовавшие в то время установки могли эффективно работать лишь при плюсовых температурах не ниже +1- град.С. Как оказалось, подобных установок в то время не имелось и отдел изобретений Наркомата Обороны выдал мне авторское свидетельство на изобретение.

Работы с каждым днем прибавлялось. Испытывались новые образцы скафандров конструкции Е.Е.Чертовского и А.И.Бойко, между которыми шло упорное соревнование. Появились первые установки для герметических кабин самолетов, разработанных конструкторским бюро, возглавляемыми В.А.Чижевским и А.Н.Щербаковым. Осенью 1938 г. нам пришлось с В.А.Спасским участвовать в летных испытаниях самолета конструкции Поликарпова И-15 БИС с герметической кабиной, созданной конструкторской группой А.Я.Щербакова. Таким образом, мои былые стремления вернуться к самолетам сбывались. Только получилось так, что не я пришел к самолетам, а сами самолеты пришли ко мне, да не обычные, а высотные, новые, оригинальные.

Работы по системам жизнеобеспечения велись нами уже в достаточно широких масштабах, охватывая системы гондол стратостатов, высотных скафандров и герметических кабин высотных самолетов. У нас завязывались все новые и новые связи с самолетными конструкторскими бюро, которые нуждались в нашей консультации и помощи при отработке систем жизнеобеспечения летных экипажей. Мы буквально разрывались, обычного рабочего дня не хватало, часто засиживались до 10-12 часов ночи. Однако расширение лабораторной базы и увеличение штатов шло с очень большими трудностями.

(стр. 39-41 рукописи)

Комментариев нет:

Отправить комментарий